Лаовай, не расслабляйся!…
12 октября, 2009
Сегодня серьезный пост. Поговорим о том, как меняются люди, переехав в Китай. И в какую сторону.
Как обычно, я не претендую ни на какую объективность. Все что я пишу — заведомо очень субъективно. Хотя…
На мысли эти меня натолкнул субботний вечер. В субботу вечером мы с Бени сидели в его белоснежной квартире, пили кофе и смотрели фильм. «Дрезден». Фильм про то, как в 1945 до основания разбомбили Дрезден – один из красивейших городов Германии. Разбомбили вместе с горожанами, с детьми, стариками, беременными женщинами, с больницами и школами. Фильм на меня произвел, мягко говоря, тяжелое впечатление. Настолько тяжелое, что мы даже молча досмотрели титры.
Я уже собирался было уходить и задал Бени один, казалось бы, невинный вопрос:
- Бени, объясни мне, как все это могло случиться в такой развитой и цивилизованной Европе?
К моему удивлению Бени стал объяснять на полном серьезе о тяжелом экономическом положении Германии тех лет, о том, что война была необходима для изменения ситуации, и все такое прочее…
Я позволил себе с ним не согласиться, и у нас завязался спор, в котором Бени заведомо был не в выигрышном положении. Он ведь австриец. А Австрия, как известно, – рассадник фашизма.
Потом мы перескочили на «еврейский вопрос». Я попросил его объяснить, чем руководствовались его предки, сжигая миллионы живых людей в концентрационных лагерях. Бени улыбался все меньше. И подыскивал правильные слова все дольше.
А меня несло… Я задавал все новые вопросы. И порой, просто уже некорректные.
Кончилось все тем, что я спросил у Бени, что дает право арийцам думать, что они супер-нация? Почему такое пренебрежительное отношение к тем же китайцам, например? Почему лично он позволяет себе в Китае то, что никогда бы не позволил нигде в Европе?
На чем основан весь этот пустой снобизм? Не на отголосках ли прошлого? И какое расстояние от его снобизма до нацизма?
Бени понял, к чему я. Он уже давно перестал улыбаться. Впрочем, я тоже.
Он заверил меня, что обязательно подумает над моими словами. Проанализирует свое отношение к китайцами и поведение в китайском обществе. Что, возможно, он действительно сам не замечает иногда, как переходит границы. И какие-то моменты в его поведении не достойны джентльмена. И поблагодарил меня за то, что я порой заставляю его задумываться над самим собой.
Мы с Бени обнялись на прощание. Я спустился с 25 этажа на 1. Сел в такси и поехал вдоль ночного побережья домой.
Я ехал и думал… А действительно, почему многие и многие лаоваи, не побоюсь сказать, что большинство, после года-полутора, прожитых в Китае, начинают так себя вести? Почему они относятся к китайцам так пренебрежительно? Откуда этот снобизм? Откуда эта борзота?
В вспомнил больше десятка ситуаций, когда мои знакомые (и европейцы, и русские, и я сам в том числе) борзели на пустом месте. Вообще без причин. Я точно знаю, что они никогда бы не повели себя подобным образом у себя на Родине.
В Европе это противоречит стандарту поведения. А в России за такое можно элементарно получить в бубен. Но все меняется, когда ты в Китае.
В Китае все тебе рады. Все улыбаются. Все гостеприимны. Тут чувство полной безопасности. И всегда к лаоваям относятся, как к старшим. С уважением. (Я не говорю про бизнес – там все равны. Я говорю про повседневность, улицы и общественные места).
Если первый год лаовай балдеет от всего этого, то потом он привыкает к хорошему. Верит, что это - реальность. И начинает борзеть. Это ему не так. Это не то. Китаянки – косые. Китайцы – дебилы. Таксист не умеет водить. Строитель – строить. Учителя – не могут ничего нормально объяснить. В больницах не лечат. В полиции хамят. И т.д.
А кончается все вот чем: «Я — лаовай! Почему я должен стоять в одной очереди со всеми этими китайцами?!».
И все. Привет. Это уже точка невозврата.
Ребята, я верю, что каждый человек внутри хороший, добрый, благородный, разумный и способный ценить. Я убежден в этом! Но для того, чтобы сохранить себя таким, надо постоянно поддерживать свою моральную форму. Следить за собой. Быть устойчивым.
Лаоваи, не расслабляйтесь! Следите за тем, что вы думаете. Пожалуйста, не опускайте свою планку ниже. Я знаю - это проще, чем поднимать ее вверх. Но, блин, это так неправильно. Если вы устали от Китая, приготовьте ужин дома, это ведь так просто. Но не надо идти в кафе и там, на повышенных тонах, воспитывать официантов, которые принесли вам второе раньше, чем салат. Это отстойно. Любая бытовая ссора выглядит смешно. Одинаково смешно выглядят все ее участники, вне зависимости от того, кто прав.
И если вам уж совсем тоскливо - соберитесь. Будьте выше себя. Не борзейте. А то превратитесь в маленьких гитлеров.
Ну, а если не можете… Если уже все… Давайте! Собирайте чемоданчик и на месяцок на Родинку. В Хабаровск! В Читу! В Уренгой! В Нижний Тагил! В Новосибирск! В московские пробки! Не забудьте сходить в русскую больницу за какой-нибудь справкой. Или, для разнообразия, в милицию! Удачи!
Возвращайтесь и поговорим!


Вера
12 октября, 2009 at 14:32
Глубина!
Яков Можаев
12 октября, 2009 at 15:35
Первое и основное правило человеческого общежития гласит «Людями быть надо».
Неважно где и неважно с кем.
если человек проявляет хоть какие-то признаки борзоты — значит, он уже отравлен.
отравлен властью, деньгами или чужой добротой, как в китайском случае.
Катюшонок
12 октября, 2009 at 15:43
Блиииннн, как же ты прав…..я особенно задавалась этим вопросом, когда часто была в пекине на ябаолу…….там так головы задирают….аж асфальт не видно…ну я про русских…..ну и, наверно, помнишь пример про банкогский аеропорт!!!
Sergey
12 октября, 2009 at 23:22
Всем зазнавшимся лаоваям рекомендую поездки в г. Суйфэньхэ. Там, за малейшую наглость, даже если вы сделаете замечание после того, как вас пошлют на 3 буквы, можно получить железным прутом по башке, получить ножевые ранения и переломы. Потом можно впухнуть на хорошую сумму в полиции.
Как говорит один местный житель, провожая очередного выносимого ногами вперёд, «Да, это — Китай!»
Наслаждайтесь, пока доют, друзья!
L&M
13 октября, 2009 at 11:46
блин как стыдно!((( за собой тоже замечала такое поведение… бум менятся…
Папа
14 октября, 2009 at 02:54
Гришаня, СИЛЬНО!
Эмоции не бытовые.
Как говорит ваше поколение- полный респект!!!
Обнимаю. Папа.
Григорий Потемкин
14 октября, 2009 at 11:12
Спасибо, Папа!
Мне приятно, что ты согласен с моими мыслями! И мне, черт побери, приятно вдвойне, что ты оставляешь комментарии! Люблю тебя. Гришаня.
Артур
14 октября, 2009 at 11:22
Гриша привет! Отношение к китайцам в России мягко говоря не самое лучшее по-понятным причинам, а также лично мне понятно, что большинство этих причин не имеют под собой обоснованного фундамента. Однако факт есть факт, и сей момент определят, на мой взгляд, и отношение русских к китайцам в самом Китае. Да оно меняется по-началу, но в последствии на поверхность таки всплывает то самое первое сложившееся впечатление об этом народе: «а все-таки они китайцы…..». Думается мне, что с заметным ростом значимости Китая в мире и отношение к китайцам претерпит глубокую модернизацию, что впирнципе и происходит уже сейчас, но только не во всех странах одинаково.
Удачи.
С уважением, Артур!
Иван
15 октября, 2009 at 01:00
Да. Тоже много раз замечал такую ситуацию. Как не обидно, среди лавоаев долго живущих в Китае, почти безошибочно можно определить русских. Весьма неприятное выражение лица. Когда в последний раз выезжали из Китая и попали в очередь на самолет в Россию, жена меня спросила: «Блин, Ваня, неужели у нас ТАКИЕ ЖЕ лица». А ведь наверняка так и есть.
А вообще мне кажется, что ситуация отсутствия «социальных тормозов» устраивает серьезную проверку для внутренних норм.
Больше спасибо. Как всегда, тема очень актуальная.
Olena
16 октября, 2009 at 20:48
Да, наблюдать наших соотечественников стыдно. Везде. Но в Китае они особенно вызывающи. Думаю, это от неуверенности детей перед терпеливыми и мудрыми взрослыми. Я реально чувствовала в Китае всю вековую мудрость: в каждой улыбке, каждом сдержанном ответе на свое «ачтоэтотакоекрасненькоеизвенит?». И чем больше улыбчивого терпения они проявляют, тем дремучее себя чувствуешь. Видно, у многих недозрелых «наших» это вызывает агрессию, источник которой они понять не в состоянии. А вот китайцы понимают. И улыбаются. Откуда-то через вечность.
Wei
17 октября, 2009 at 12:02
Гриша, спасибо. Надо посмотреть кино. Без этого бэкграунда не совсем понятно вступление к посту.
Ю
19 октября, 2009 at 09:00
Спасибо за интересную и глубокую статью:) Тема, судя по комментариям, очень актуальна, а вот для меня она оказалась абсолютно новой. Просто непривычно, что к приезжим такое уважительное отношение. В Америке нас, конечно, не обижают, но и как к старшим никто не относится. При личном общении американцы тоже всегда милые и улыбчивые, но вот если пообщаться с некоторыми из них о приезжих иностранцах, то отношение может быть и таким: «Понаехали тут…» Поэтому, наверно, вероятность встретить борзеющего американца все-таки выше, чем борзеющего иммигранта. По крайней мере, я не замечала, чтобы русские делали что-нибудь такое, чего не позволили бы себе в России.
Дмитрий
19 октября, 2009 at 12:15
Я могу сказать почему это происходит. Это не оправдание, а скорее наблюдение…
Те, кто помнит себя осознанно в совковые времена, думаю, прекрасно помнит лица каким-то чудом заезжих в СССР иностранцев. Неважно в каком городе. Я стал об этом задумываться только сейчас, спустя 5 с лишним лет проживания в Китае. И понял, что в тех лицах было написано тоже самое, что сейчас и в моём лице: «как меня задолбали эти уроды, неимеющие нималейшего представления о правилах поведения на улице и культуре…» Есть люди разные: одним, в принципе, всё равно, когда они как белые вороны 24 часа в сутки, и то, что их постоянно выделяют из толпы. Им всё равно, что на них постоянно показывают пальцами, кричат через улицу «Hello !!!». Или они могут с равнодушием наблюдать как какая-нибудь дама сидя на скамейке в парке, задрала ногу и ковыряется в своих ногтях там. Или как какой-нибудь «джентельмен» посреди площади выковыривает содержимое своего носа и публично и очень внимательно это рассматривает на своём пальце. (Перечислять могу много)… А вот есть люди, которые всё это, мягко говоря, не переносят. И когда встречаются с этим каждый день, то подобные выходки вырабатывают откровенную ненависть… Сказать честно, я завидую первым и стараюсь выработать в себе этот «здоровый пофигизм». С хорошей точки зрения… Но как же это тяжело.
Простой риторический вопрос: почему я не испытваю подобных чувств к китайцам, живущим в Гонгконге, когда приезжаю в Гонгконг ?
Шэньчжэнь, нихао! - Не расслабляйся от RealChina |
19 октября, 2009 at 13:12
[...] и животрепещущая статья проскочила в блоге RealChina.ru. Совершенно не в общем стиле этого ресурса, тем не [...]
Григорий Потемкин
19 октября, 2009 at 22:20
Дмитрий, спасибо за такой развернутый отзыв. Развернутый и хороший. Спасибо! Я могу подписаться под каждым вашим словом и согласиться с вами на 100%. Плохо, когда китаец ковыряется в носу, достает оттуда зеленые козявки и намазывает их на поручень в автобусе. Плохо, когда таксист на скорости 80 плюет в открытое окно и осколки его харчка летят вам, сидящему на заднем сидении, в лицо. Плохо, когда тебе кричат хелоу, ржут и показывают пальцем. Высаживает, когда тебя переспрашивают по нескольку раз. (И не по тому, что ты хреново говоришь, а по тому, что они хреново понимают). Но к этому можно привыкнуть. Можно к этому адаптироваться. Можно это не замечать, в конце концов. Можно. Вы прожили в Китае 5 лет — вы ветеран. Думаю вы, как никто понимаете, что полуторамиллиардную нацию не поменять в два счета. Толерантнось — вот что нам всем тут не хватает. И мне в том числе. Ребята, я желаю всем нам толерантности! Хорошее слово. Давайте запомним его.
Григорий Потемкин
19 октября, 2009 at 22:40
Нет, подождите… Я пожалуй добавлю еще. Я прожил на улице Автомагистральная — 27 лет своей жизни. С одной стороны этой улици были гаражи. С другой — кладбище. Прикольно да? Но я был предусмотрительным юношей и уже в 18 лет у меня был гозовый револьвер. Черный пятизарядный 9-ти миллиметровый револьвер. Я пользовался им семь раз. Семь раз я вышибал кому-то мозг. То наркоманам, то ночным грабителям, то перебухавшим мужикам, в троем пытающимся угнать мой мотоцикл. У меня сломан нос и в двух местах зашита губа. Можно конечно сказать, что шрамы украшают мужчину, но мои почему-то нифига меня не украшают. И знаете что… когда ты стреляешь в живого человека на своей собственной улице — для меня это проблема. Причем реальная проблема. И серьезная. Это шок, каждый раз. Такой шок, что яйца сжимаются до размера горошин. А намазаная на проучень козявка — это не более, чем намазанная на поручень козявка. Так что, ребята, давайте расслабимся все и будем на позитивчике. Не нужно делать проблемы из вещей, которые на самом деле проблемами не являются. Вы со мной согласны?
Надежда
20 октября, 2009 at 17:49
Григорий, спасибо за доставленное удовольствие читать Вас.Случайно прочитала о вашей учебе, распечатала и давала читать всем знакомым.И я очень рада и горжусь, что Вы наш соотечественник и достойно живете в Китае.С нами на границе Хэйхе.К русским отношение не ахти,это север Китая,не юг.Большая разница в поведении и воспитании самих китайцев, я не обобщаю. Но еще хуже на нашей таможне отношение наших таможенников к нам.Всегда путешествие омрачается дорогой домой.Но я была в Вэйхае,Даляне и до сих пор брежу Китаем, учу китайский по-тихоньку.Буду ждать новых рассказов.Удачи!
Максим
21 октября, 2009 at 12:13
Григорий. Не шибко люблю комментировать чужие мысли или статьи, но тут не смог удержаться.
Я приезжаю и подолгу живу в Китае примерно с 1989, всего «по эту сторону границы» провел, в общей сложности, около 5 или 6 лет. Ощущением лаовайской «великости» переболел уже достаточно давно, и, несмотря на это, до сих пор часто наблюдаю у себя её рецидивы. Иногда — острые.
Одна часть правды заключается в том, что многие из китайцев способны раздражать своим поведением в невыразимой степени. Своей «простотой», которая, как известно, «хуже воровства», способностью принимать невероятные в своей идиотскости решения, привычкой отравить смрадом своих сигарет любое помещение в любой ситуации… и т.д. и т.п.. Я склонен считать, что значительное число китайцев принимают заведомо неправильные решения, продиктованные «ложными» мотивациями; имеют массу вредных и бессмыссленных привычек и т.д…. И это, скорее всего, действительно — так.
Вторая часть правды заключается в том, что я сам не имею никакого права по этим причинам считать себя «выше», «умнее» или «цивилизованнее» их, и если это вдруг со мной произошло, то это — тяжелая и опасная ошибка… И это — не «скорее всего», но — на 100% именно так.
Третья часть правды заключается в том, что за эту ошибку непременно последует расплата, необязательно — сразу, необязательно — в материальном выражении и необязательно — мной самим. Возможно, за эту мою ошибку будет платить кто-то другой.
Четвертая часть правды — в том, что чувствовать себя «великим» в Китае — очень легко. Потому что китайцы, в основном, толерантны и терпеливы к чужой дурости. Потому что они часто готовы Вам «подыграть» в Вашем заблуждении о Вашем «превосходстве» и получить через это определенные выгоды. Гораздо труднее чувствовать себя настолько же «великим» в тех краях, где за это сразу же пообломают рога.
Мне кажется — Ваша статься об этом…
Григорий Потемкин
21 октября, 2009 at 15:08
Да, Максим, все верно! Статья именно об этом…
Максим
21 октября, 2009 at 17:03
Угу. Пост и в самом деле — серьезный и на крайне серьезную тему… Мне все чаще приходится «окорачивать» себя и ближних, бороться с этим снобизмом крайне трудно, но обязательно нужно.
А позвольте такой вопрос… Вот в этом посте: http://www.realchina.ru/archives/142 описана некая ситуация про Тойоту-Камри, велосипед и вмятину на двери. Опустим тот факт, что двери машин просто в силу своих форм и площадей легко поддаются деформациям… Рискнули ли бы Вы в России пнуть дверь подрезавшей Вас тонированной Камри?… Я это не в претензию Вам, а к тому, как сложно бороться с лаовайским снобизмом даже тем, кто это хорошо понимает. ;-Р
Григорий Потемкин
22 октября, 2009 at 00:54
Нет, Максим, в России я бы захлыздил. Честно. Что еще можно добавить?…
Но, я вижу и понимаю собственные «косяки» — а это уже пол дела!
Konst
27 октября, 2009 at 04:32
Именно в Читу или Хабаровск, имхо там самая жесть, там не тока с Китаем, а даже с Иркутском есть большая разница
Topoliok
2 ноября, 2009 at 19:04
Просто каждый раз как появляется раздражение или злость нужно вспомнить что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят».
А я кстати долго жил в Хабаровске, замечательный город, и не приходилось мне в нем (как Григорию в том же Екатеринбурге) воевать.
Мнение автора абсолютно поддерживаю. А советчику, приглашающему в Суйфэньхэ могу сказать одно — ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ ГРАНИЦ РОССИИ, ТЕМ ЛУЧШЕ К РУССКИМ ОТНОШЕНИЕ В КИТАЕ, почему? Ответ напрашивается сам по себе…
Только очень бы хотелось, чтоб это «обрусение» Китая не ползло дальше…
Многие могут обвинить меня в отсутствии патриотизма, ну уж нет! Именно патриотизм заставляет меня эту гниль отделять от своей страны.
Вот и всем русским в Китае стимул держать моральную планку — одновременно быть патриотами. Как это ни банально звучит — вы лицо России!!!
Роман
4 ноября, 2009 at 02:37
Ну ладно, я понимаю север, юг или далекая провинция. Но здесь, в городе-герое Шанхай, где иностранцев тысячи, как же иногда тяжело себя сдерживать, когда везущий тебя таксист зычно рыгает, смачно харкает в окно и ожесточенно ковыряет в носу выращенным на мизинце ногтем длиной сантиметра два! Скоро Экспо, приедет миллион туристов на пол-года… Вот тогда-то прозрачная стенка, огораживающая «шифу», пожалуй, пригодится
)
Димитрий
6 ноября, 2009 at 04:53
На одном дыхании прочитал все Ваши рассказы. Даже зависть взяла — будь я помоложе переселился бы в Китай, нет даже не просто в Китай, а именно в Ваш замечательный город. Большое спасибо !
Соберетесь в Европу, в славный город Париж — дайте знать,с удовольствием приглашу в гости !
Андрей Ъ.
31 января, 2010 at 10:17
Великолепно! Получил наслаждение. Спасибо!
Влад
12 февраля, 2010 at 18:54
Про Камри, вспомнил себя в Ебурге на Токарей, и на других улицах, бывало пинал машины в сердцах, не смельчак вовсе и не Шварц, просто куда он на своей машине за мной по дворам далеко не уедет. А вот там где сейчас живу, не рискну, городишко маленький, да и люди другие, злые и мстительные, так что и Россия тоже разная.
Настя
23 февраля, 2010 at 21:21
Гриша, очередной замечательный и правильный пост! спасибо!
могу сказать, что, как человек, которого с Китаем связывает уже достаточно много, задумывалась и не раз над тем, что ты тут «озвучил»… Так все и есть…, мы — иностранцы, бывает сами не замечаем, как борзеем, пользуясь этим самым своего рода привилегированным к себе отношением… Понятно, конечно, что среди причин такого нашего поведения не без тех, что Максим написал. Но моя, например, философия на этот счет такова, что чужие в этой стране МЫ, и то, с чем постоянно сталкиваемся: все эти странные и ужасные на наш лаовайский взгляд привычки и манеры — это часть культуры (так уж повелось) китайцев, которая складывалась очень и очень долго, поэтому нам же лучше принять страну и народ такими, какие они есть на сегодня! Тогда и нам и остальным 1.5 миллиардам будет намного комфортнее и приятнее уживаться вместе. Это все при том, что у нации есть еще множество удивительних черт и достоинств, которые нам и не снились, и, которые можно вспоминать каждый раз, когда так и подмывает сказать что-либо не очень лестное:)
Таково мое субъективное мнение… Я, естественно, тоже не без греха в этом плане, но все свои недочеты вижу и осознаю, а потому веду над собой работу, чего и всем желаю:)
Валерий
19 апреля, 2010 at 12:08
В Китае не живу, но периодически и долгое время бываю в окрестностях Ханджоу.
Удивительно точное,цельное восприятие лавовайскаого панславянизма…Спасибо, Григорий, легко, талантливо, вдумчиво…
Артем
16 августа, 2010 at 23:07
Полностью с тобой согласен!
Наташа
26 апреля, 2011 at 04:39
Прочитала блог сначала до этого поста. Как стыдно за своих соотечественников. Интересно посмотреть на этих лаоваев, окажись они в Европе?
Мне становится так обидно за Родину когда слышу:»А возьму русскую она помоет (уберет, понянчит…).» И говорится то это с какой-то иронией, сарказмом. Даже в одном сериале актриса играла тупую русскую служанку Маруську. Ужас!