Одна семья — один ребенок.
11 декабря, 2011
Однажды я прилетел в Шанхай и поднялся на крышу одного из небоскребов в центре. Невероятно интересно взглянуть вниз с высоты сотого этажа на гигантский город. Меня тогда поразили масштабы. Я, как завороженный, смотрел на бесконечную паутину улиц, которая скрывалась за горизонтом на все триста шестьдесят градусов обзора. Я минут сорок стоял, молчал и думал. Не каждый день ты видишь под собой, как сорок миллионов человек одновременно живут, дышат, едят, перемещаются, работают, потеют, общаются… Сколько тонн мяса съедается в этом городе ежедневно? Сколько воды сливается в его канализацию? Сколько человек тут рождается каждый день? И сколько умирает? Сколько тысяч тонн мусора вывозится с улиц Шанхая на свалки? Сколько электричества потребляет этот город? Бензина? Кислорода?
Китай гигантский. Ты вроде бы это знаешь. Но прочувствовать можешь только на крыше. И для этого не обязательно лететь в Шанхай. Поднимитесь на крышу любого небоскреба в любом крупном городе. Тут сто девятнадцать (!) городов-миллионников. (В России – одиннадцать). И вы поймете, о чем я.
За последние 50 лет население Китая выросло вдвое. С каждым днем эта страна становилась теснее и теснее. Ресурсов — меньше. Ртов – больше. Что будет дальше?
Примерно так мыслю я – глупый иностранец. Но правительство страны все давно просчитало.
В Китае уже много лет действует государственная программа, которая называется «Одна семья – один ребенок». Из названия понятно, что это за программа. Китай контролирует рождаемость населения. И делает это четко, жестко и по инструкции. Китайское правительство хорошо понимает, что проблема перенаселения грозит социальными катастрофами. Именно поэтому «Одна семья – один ребенок» является приоритетной государственной программой, которая работает одинаково исправно во всех городах страны.
В Китае запрещено иметь больше одного ребенка в семье. Это правило распространяется на всех граждан, но с некоторыми исключениями. Так, например, определенным национальным меньшинствам разрешается иметь двоих и даже троих. А в некоторых регионах страны жителям деревень также разрешается иметь двоих детей. Но в остальных случаях – все жестко.
Китайцы могут завести второго, но в этом случае они должны заплатить штраф государству, потянуть который могут далеко не все, кроме того, они лишаются привилегий и дотаций на первого ребенка. Это сдерживает размножение необеспеченных слоев общества. Если девушка неплатежеспособна – ей сделают принудительный и бесплатный аборт. Если ребенок все же сумеет родиться без одобрения государства, то он запросто может остаться без паспорта. А значит — без школы, без образования, без будущего. Неизвестно, что лучше.
Программа «Одна семья – один ребенок» служит на благо понятной цели – сократить население. И сами китайцы ее понимают и поддерживают. Но волосы встают дыбом, когда видишь, какой длины выстраивается с утра очередь на аборты в местной городской больнице матери и дитя.
Жестко, четко и по инструкции программа идет по головам и судьбам китайских семей. Правила – есть правила. В этой стране с государством не спорят.
Коэффициент рождаемости – это количество детей, которых производит на свет среднестатистическая женщина за свою жизнь. В 2010 году в Китае он был 1,4 ребенка. Тогда как для простого воспроизводства нужно 2,1.
Население Китая сокращается и будет сокращаться впредь. Хорошо это или плохо – судить не мне. Но очевидно, что через несколько десятков лет эта нация столкнется с проблемой старения. Доля стариков будет неуклонно расти, тогда как молодежи будет становиться все меньше. Одному работающему придется обеспечивать несколько пенсионеров. И это обратная сторона медали. Как китайцы будут решать эту задачу – непонятно.
Кроме того, вы когда-нибудь слышали выражение «маленький император»? Так китайцы называют своих единственных-в-семье детей. Такие единственые дети растут слегка залюбленными. Им позволяют слегка больше чем стоит. Их опекают слегка больше чем надо. Вся родительская любовь и внимание уделяется единственному ребенку. Современные китайские дети всегда стремятся взять самую большую конфету из коробки, даже не задумываясь. Хорошо ли это?
И последнее. Коль скоро ребенок в семье может быть лишь один – это обязательно должен быть мальчик. Так считают китайцы. Эта ментальная фишка идет из глубины веков. Девочки тут никогда не были в почете. Я неоднократно наблюдал в роддоме, как ликуют родственники, узнав, что родился мальчик. И в тоже время сочувственно похлопывают мужа по плечу со словами «Ну, ничего страшного, в жизни оно всяко бывает», если родилась девочка.
Это тенденция — многие китайцы стремятся избавиться от ребенка, если узнают, что будет девочка. Криминальные аборты на поздних сроках, когда пол ребенка уже можно установить. Жесть, да?! Именно поэтому в китайских больницах строжайший запрет на УЗИ. Врач не имеет права сообщать пол будущего ребенка ни при каких условиях. И не важно, что вы иностранец. Правила – есть правила.
Несмотря на эти меры, на сегодняшний день на 120 новорожденных мальчиков приходится всего 100 девочек. Остается лишь скорбить по остальным неродившимся девочкам и в очередной раз удивляться человеческим предрассудкам.
Так что, ребята, не все просто в Китае с этим вопросом. Программа «Одна семья – один ребенок» в общем-то понятная и необходимая. Но с побочными эффектами.
Меня немного пугает то, что кто-то может рассчитать, сколько человек должно быть в стране, и управлять численностью в таком масштабе. Хотя, по-другому, наверное, никак.
Какой-то сегодня тяжелый пост. Но уж какой есть.


Константин
12 декабря, 2011 at 01:29
Меня вот одно интересует почему они так плодятся(плодились) а в россии беда с этим
Павлов
14 декабря, 2011 at 08:33
Не плодятся, а плодят. Это азиатская пенсионная программа. Или один в старости или плодись.
Надежда
12 декабря, 2011 at 01:55
да, есть такое. еще один недостаток, если в семье родился один ребенок, — в будущем у его ребенка не будет двоюродных братьев или сестер. не будет никаких родственников, кроме родителей, бабушек и дедушек. пусть берут пример, если не ошибаюсь, с Японии. Нас двое-нам двоих )
Саша из Японии
12 декабря, 2011 at 03:40
Да, в Японии правительство старается всячески поощрать рождаемость, так как общество быстро стареет. Хотя почему-то именно в Японии я больше чем где-либо в другой стране встречал пары, которые утверждали, что дети им не нужны вообще и они хотят жить для себя..
Саша из Японии
12 декабря, 2011 at 03:36
Очень жизненный пост, спасибо. Проблема актуальная: иметь брата или сестричку сейчас в Китае большая редкость, что, конечно, очень нездорово, особенно учитывая институт тесных уз китайской семейности. Какие могут быть связи между братьями и сёстрами, когда этих братьев и сестёр попросту нету..
Сергей Хризолит
12 декабря, 2011 at 05:17
Да, тяжёлый пост. Но у меня появилось какое-то ощущение того, что я читаю статью из западной газеты, причём написанную несколько лет назад. Так как с каждым приездом в Китай (провожу там суммарно более 3 месяцев в году), меня всё больше охватывает ощущение, что эта программа уже не работает. Я общаюсь с представителями разных слоёв населения: богатые и победнее, горожане и деревня, ханьцы (основной этнос Китая) и меньшинства. везде по два ребёнка минимум. Полагаю, что китайцы используют все лазейки для этого: разводятся, записывают детей на разных родителей, оформляют в семьи, где есть льготы или записывают под другой национальностью.
Всё это логично, так как после действительно жёсткого двадцатилетнего применения программы стали включаться программы вырождения, и этнос инстинктивно стал искать пути к своему спасению.
И ещё смутила цифра в 40 миллионов в Шанхае. Насколько я понимаю, в этом крупнейшем городе мира около 25 миллионов население. Но я понимаю чувства и ощущения Григория. Сам поднимался на открывашку, и если бы не туристы, которых я сопровождал, залип бы там на целый день.
nightlevit
12 декабря, 2011 at 07:09
Да, интересная, но «тяжелая» информация. Однако мне с женой один раз довелось вести на аборт одну китайскую знакомую. Разумеется, свой выбор она сделала сама, не подумайте ничего.
Кому интересно, может почитать, что-такое аборт в Китае «изнутри»: http://www.nightlevit.com/?p=850
Парижанка
12 декабря, 2011 at 07:40
Да не сокращается оно. Огромное количество китайцев практически в любой стране мира. У меня в районе уже булочные китайские появились, где китайцы, еле говорящие по-французски, продаюи круассаны и прочие французские хлеба и булочки.
Татьяна
12 декабря, 2011 at 07:40
Прочла и задумалась… А в Китае есть детские дома? Наверное есть, но не в таких количествах, надеюсь и качествах как у нас. И правда Григорий написал, что они ЛЮБЯТ детей. Когда бываю в Китае, то всегда удивляюсь, как радуются родители, если ты улыбнулся их ребенку, погладил по головке. Никогда не слышыла чтобы китайцы, при их громкоголосице, орали на детей, дергали их за рученку и волокли как куклу. И уж тем более не видела папашу с мамашей, одновременно курящих и пьющих пиво рядом с каляской младенца. У нас рождаемость 2 ого ребенка поощряется, но в роддомах очень много мамаш, которым и первого то рожать надо было запретить.
Роман
12 декабря, 2011 at 09:46
Интересно как это скажется в генетическом плане в будущем??? Не оскудеет ли геном китайский к 2050 году?
Дмитрий
12 декабря, 2011 at 17:18
Наверно,лимит 2-это правильно!
Но в Китае есть НЭЙ-ДАНЬ(внутренняя алхимия)-уникальная практика,такие древние знания!!!Это способ уйти от ужаса перерождений нашего мира Хоу-тянь(позднего неба,и не так,как это делают в йоге или буддийских практиках,где основной перекос только на развитии Син(природной сущности)и поэтому только инь-шэнь(иньского духа):уходят из тела в Нирвану,оставляя с телом лишь тоненькую нить,в даоской ней-дань тело вот кладезь,где соединяются и Син,и Мин(вечная жизнь),как у младенца до рождения!Соединившись они они образуют сянь-тай(бессмертный зародыш)дух которого Янский и Раннего(другой эпохи)неба:Сянь-тянь-ян-шень!!!
Lubanя
12 декабря, 2011 at 18:43
Не могу утверждать точно, но муж говорит что теперь разрешено рожать второго ребенка через 10 лет после первого, без штрафов и всяких санкции.
Данил
12 декабря, 2011 at 21:48
Григорий, бороться со старением населения уже начали. Насколько мне известно, сейчас во всем Китае действует поправка в эту программу — «Если супруги единственные дети в семье, то они имеют право на 2-ух детей, без санкций итп».
Сергей Хризолит
12 декабря, 2011 at 23:13
Да-да, это хорошая поправка, забыл её тоже упомянуть. Большинство моих знакомых, имеющих по двое детей, сами были одиночками. Так что всё будет окей.
Меня удивляет другой момент. Как при соотношении «117 мужиков — 100 женщин» китаянок «выпускают» замуж за иностранцев? В подавляющем большинстве случаев знакомых мне русско-китайских браков, наши соотечественники — мужья.
ИринаС
13 декабря, 2011 at 13:27
не всегда, знаю девушку, из России, у которой муж-китаец
Лана
13 декабря, 2011 at 02:08
У нас тоже мальчиков рождается больше, но, к сожалению, с годами соотношение М и Ж, меняется.
Lora
23 декабря, 2011 at 00:26
У нас их рождается 105 к 100 девочкам примерно, и не только у нас, так по всему миру. Цифры Китая статистически значительно отличаются, тут явный недобор рождающихся девочек. В Индии та же проблема, плюс еще и в некоторых регионах родившиеся девочки имеют меньше шансов на выживание, чем мальчики. Женщины едят в семье после мужчин и девочке может просто не оставаться еды. А в результате, к 40 годам женщин все так же меньше, чем мужчин, тогда как во всех других странах, с возрастом количество мужин сокращается.
Вера Сафрошкина
13 декабря, 2011 at 22:16
Григорий, Китай уже столкнулся с проблемой старения населения. Да не просто столкнулся — он кричит об этом и зовет на помощь:)
Не кричит, конечно, но сами китайцы этим уже озабочены. Если байдунуться, то можно почитать, что они сами об этом думают…
Вера Сафрошкина
13 декабря, 2011 at 22:22
Кстати говоря, аборт не воспринимается китайцами как что-то ужасное. Им привили мысль, что это нормально и естественно. Китаянки не боятся их делать ни на каких сроках.
И чести ради надо отметить, что в целом гинекология в Китая хорошо развита, и осложнений после абортов, по сравнению с Россией, намного меньше. Впрочем, логично.
Павлов
14 декабря, 2011 at 09:44
Григорий, спасибо за новый пост, но что в нем мораль? И что грустного в том, что нищие не плодятся?
Если говорить о соотношении количество/качество, то благодаря заботам правительства, идет сокращение менее качественного населения с одновременным ростом более качественного. Сокращение, заметьте, бескровное. Когда у вас всего одна попытка, ответственность за выбор растет так, что мама-не-горюй. Каким бы не получился маленький император», он получит хорошее образование и станет обычным лаобанем и также, как и в детстве, будет первым брать самую большую конфету. Возможно, даже у ваших детей. Без обид.
Фактически, правительство поощряет рождаемость в обеспеченных семьях. Для многих китайцев, сумма штрафа уже не кажется заоблачной.
А то, что население стареет — так и старость не вечна. Этот всплеск будет временным. В чем трагедия-то?
Григорий Потемкин
14 декабря, 2011 at 11:18
Дорогой Павлов, я всегда очень ценю ваши комментарии и отношусь к ним с каким-то особым вниманием! Спасибо.
Трагедии нет. Я просто описал ситуацию. Не более. Никаких выводов я не делаю. У меня даже нет своего мнения по этому поводу. Хорошо это или плохо — решать точно не мне. Скорее всего, ни хорошо и ни плохо — просто так, как есть.
Но я с вами согласен касательно количества и качества населения. И про «ответственность за выбор, когда одна попытка» — тоже согласен. И про то, что «маленькие императоры» вырастут в заряженных юнношей и девушек — тоже согласен.
Павлов
15 декабря, 2011 at 08:30
Мне тоже нравится то, как и о чем Вы пишете, Григорий. А кому — нет?
Папа
23 декабря, 2011 at 01:39
Я, извиняюсь, слегка опоздал к обсуждению… Но Павлов ни фига не «дорогой».
Во-первых, пост — не басня, и морали не требует. А, во-вторых,судить о качестве генофонда по наличию юаней на расчётном счёте — это косяк, притом серьёзный. Всем читателям желаю в Новом году быть более дальновидными и менее категоричными в своих суждениях.
Недорогой Павлов
24 декабря, 2011 at 18:27
Про мораль уже Гриша написал. Спасибо.
А про косяки с качеством генофонда Вы, чего-то навыдумывали… Я про это не писал. Тут, Вы, извините.
Говорил я про количество/качество мальчиков и девочек в контексте товара, производимого родителями. Чем больше ресурсов, эмоциональных и материальных будет использовано, тем качественней будет результат. Неужели это очевидно только мне?
Vera
17 декабря, 2011 at 05:43
А я вот не согласна, что они «вырастут в заряженных юношей и девушек». Когда целое поколение детей воспитывают как «маленьких императоров», это поколение вырастает весьма инфантильным. Едва ли они способны прокормить себя. А смогут ли они прокормить стареющих родителей и совсем уже стареньких бабушек и дедушек? Сами китайцы уже говорят об этом. Проблема не в цифрах. Если стариков много и налоговое бремя ложится на более малочисленную группу среднего возраста, это еще можно пережить. Проблема в том, что в Китае, в общем-то, «социалка» в нашем понимании почти на нуле, и старики — сейчас и далее — рискуют оказаться совсем одиноки. Потому что «маленьким императорам», возможно, будет совсем не до них.
И именно это вызывает беспокойство, когда говорят о старении населения. И именно это — самое страшное последствие политики рождаемости. Уверена, что китайское правительство сделает все, чтобы так не произошло.
Яна
14 декабря, 2011 at 10:30
В провинции Фудзиань сумма штрафа за второго ребенка около 100 тыс.юаней. 450-500 тыс.русских рублей. Для даже выше среднего класса это ОЧЕНЬ ДОРОГО!
Павлов
15 декабря, 2011 at 08:40
А как в Китае уважают понты, Вы же знаете?
Саша из Японии
15 декабря, 2011 at 22:20
Поздравляю всех с международным днём чая (сегодня, 15 декабря)! Желаю всем чая!
Сергей
17 декабря, 2011 at 23:57
Здравствуйте, Григорий. Так же, как и все задумываюсь о «золотом миллиарде», о лишних людях, о необходимых «консументах» ай-фонов, о дисбалансах работающих и пенсионеров. И справедливо полагаю, что наличие какой бы то ни было системы контроля над рождаемостью лучше ее полного отсутствия. Китайцы уже не раз доказали, что умеют планировать. Думаю, все получится.
Костя
18 декабря, 2011 at 03:19
в конце концов такая ситуация и в индии, я про аборты (если девочка) на нужно научится уважать женщину, только она может давать Жизнь! Современная мускулиная цивилизация идёт к упадку…. «преследование своих интересов за счёт других, что проявляется как в частной жизни так и в политической
, экономической… расхищение уже не возобновляемых ресурсов… «
Рома
18 декабря, 2011 at 05:50
Читал, что для того, чтобы обойти правило одного ребёнка, в Китае развивается направление препаратов, повышающих вероятность появления близнецов или двойни. Было бы интересно узнать подробнее. Т.е. действует ли штраф если рождается двойня?
Наталья
22 декабря, 2011 at 03:00
Недавно моя знакомая китаянка из Сямыня родила второго. Она из обычной семьи и я, зная их законы, была крайне удивлена — откуда они с мужем взяли деньги заплатить государству? Не удержалась и спросила ее напрямую. На что она мне сказала, что за пару недель до родов уехала в Гонконг и там спокойно родила второго. Она сказала, что так все китайцы делают. Гонконг живет по своим правилам. Так что, было бы желание у родителей — лазейку найти можно, думаю и не одну.
Павлов
22 декабря, 2011 at 15:38
А где она взяла деньги, чтобы родить в Гонконге, вы не спросили?
Сергей Хризолит
22 декабря, 2011 at 16:17
Не понимаю. В Гонконге цены как в Сямыне, не дороже.
Павлов
24 декабря, 2011 at 17:09
Да, для гонконгцев…
Lora
23 декабря, 2011 at 00:52
По теме очень интересно поиграться со статистическими данными на gapminder.com — http://tiny.cc/gn18k (сократила очень длинную ссылку). В 1800х средняя рождаемость в разных странха была 5-7 детей, при ожидаемой продолжительности жизни от 25 до 40 лет. А потом продолжительность жизни только росла. При этом все европейские страны постепенно сокращали рождаемость, без всяких законов, заметим. Остальные страны вроде бы сначала даже увеличивали рождаемость, но потом, годах в 60х двадцатого века, когда ожидаемая продолжительность жизни во многих азиатских странах перевалила за 60, рождаемость стала падать везде. Так что с программами или без, но тенденция к сокращению рождаемости наблюдается во всех странах. Сейчас самая высокая рождаемость в Нигере — 7.1 ребенок на одну женщину. А еще в 1984м у них было 7.8, но они не были лидерами, потому что в Руанде было 8.2, в Омане было 8.3, а в Йемене — 9.2. А сегодня рождаемость в Йемене лишь 5.2